на главную

 

 

 

История возникновения религий

 

 

Ранние формы религии

 

Наиболее ранние формы религиозных представлений встречаются в 10-5 тысячелетии до н.э., и были представлены тотемизмом (верой в магическую связь людей и животных/растений/мифических существ) и анимизмом (верой в одухотворённость всего живого и неживого, всей окружающей действительности). Также многие древние народы верили в реинкарнацию - перерождение человека после смерти в другое существо или растение. О вере в реинкарнацию свидетельствует древний способ погребения умерших в позе эмбриона, как бы приготовленного для следующего рождения.

Последователи тотемизма и анимизма практиковали шаманизм, магические обряды, целью которых было привлечение потусторонних сил для их воздействие на действительность, ход событий, результаты деятельности, получения материальных результатов.

Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю.

Формами ритуалов ранних религий были коллективные обряды: танцы, песнопения, молитвы, принесение жертв богам.

Имелись в ранних религиях и внешние атрибуты религии: специальные облачения, ритуальные украшения, орудия, утварь, жертвенники, изображения богов, храмы. Тогда же стала формироваться иерархия религиозных служителей, принадлежность к числу которых стала определяться либо по наличию определённых признаков (истеричные люди, отшельники и прочее), часто увечий или заболеваний (слепые, эпилептики), либо по рождению (кастовая система).

Так или иначе но эти первобытные религиозные представления об устройстве культа и служения богу сохранились на тысячелетия, и современные религии имеют с ними аналогии.

______________________

 

 

Язычество

 

Слово "язычество" - означает "народничество", "родная вера" (от древне-славянского "ıảзы́цы" в смысле "народ"); никакого отношения к "языкам пламени" и огнепоклонничеству это слово отношения не имеет. Как правило, имеется ввиду народная вера предков, основы которой передавались из поколения в поколение через народную культуру, язык и традиции.

Язычество в древности существовало повсеместно. Так как древние всё ещё отождествляли богов с определённой стихией или местностью, то и было их несколько (иногда много). И даже если определённая родовая, племенная или народная группа молилась всего одному богу и почитала лишь его за своего предка, помощника и заступника, то она вовсе не исключала существования множества прочих богов, покровительствовавших другим народам или обитающих в отдалённых местностях.

Язычество представляло собой более развитую и систематизированную форму религии, чем тотемизм и анимизм. Боги язычества как правило имели свою обособленную небесную иерархию, имена, эпитеты, были покровителями распределённых между ними стихий, земель, классовых групп. Как правило над различными богами доминировал верховный бог (Ра, Юпитер, Один, Перун и прочие), считавшийся прародителем или создателем всех прочих богов, полубогов, мифических царей и героев, в ведении которого было, например, солнце, тепло, свет, вода или огонь, но, в общем, та стихия, которая по мнению древнего народа являлась основой жизни.

Служением всему этому пантеону, по-прежнему, занимались специальные люди, которые либо отбирались по родству и классовому происхождению, либо проходили специально религиозное обучение, постигая особые смыслы, секреты и таинства служения.

Во всех языческих религиозных культах верховный бог являлся не только создателем мира и прародителем богов и людей, но и законодателем и устроителем общества его последователей.

______________________

 

 

Египетская религия. Первые заповеди

 

В Древнем Египте существовали культы многих богов, сами боги выступали в роли покровителя какой-либо стихии или ремесла. Религия Древнего Египта тесно переплеталась с поклонением природе, боги представлялись в образах различных антропоморфных существ с головами животных.

Практика поклонения богам была сложна и многогранна, претерпевала различные изменения и нововведения. Но одной из устойчивых черт древнеегипетской религии всегда оставался культ почитания умерших и сопровождения их в Загробный мир. Египтяне верили, что душа умершего отправляется в Загробный мир вместе со всем нажитым богатством (часть его хоронили вместе с покойным) и совершёнными поступками.

У египтян считалось, что перед входом в Небесное Царство каждая душа будет спрошена богами о совершённых при жизни деяниях, а вернее о том, совершала ли она преступления, суть этого "допроса" была изложена в египетском религиозном манускрипте, именуемом "Книгой мёртвых". В ней содержались основные морально-этические нормы египетского общества, такие как "не укради", "не убивай" или "не лжесвидетельствуй", но переданы они были в виде "Заповедей отрицания", то есть это были слова, которые должен был произносить умерший на божественном "Допросе" паред входом в Небесное Царство: например, "я не убивал", "я не брал чужое", "я не клеветал" и т.д.

 

 

Переход от политеизма к монолатрии и монотеизму

 

Так или иначе, но большинство религиозных систем преодолевала путь постепенных преобразований от политеизма к монолатрии (выделению из множества богов одного главного и утрата остальными своего изначального значения, а то и вовсе их постепенное забвение). В процессе этого преобразования бог переставал быть покровителем стихии и провозглашался предвечным создателем всего сущего. В частности, такое преобразование было в своё время произведено в Древнем Египте во 2 тыс. до н.э. 

 

 

Монотеистический культ бога Атона

 

Приблизительно в 1353 — 1336 годах до н. э. фараон Аменхотеп VI (взявший себе имя Эхнатон) провозгласил одного из почитаемых в Египте богов - бога Атона - Единым Предвечным Богом и Создателем всего сущего. Вначале бог этот изображался антропоморфным, как и все другие египетские боги - Атон был человеком с головой сокола увенчаный солнечным диском. Но впоследствии Атон был провозглашён не имеющим земного подобия, а солнце стало считаться нерукотворным изображением (иконой) Атона, поэтому и на фресках он стал изображаться как солнечный диск, тянущий лучи-руки к людям. Но ввиду недостаточной продолжительности проповедования этого культа и сложной политической ситуацией внутри Египетского царства и на его границах, эта попытка утвердить монотеизм не увенчалась успехом. Хотя вполне возможно, что именно она дала основу для формирования монотеистической религии у древний евреев.

 

 

Зороастризм, маздеизм, митраизм (религия Древнего Ирана)

 

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Зороастрийская религия представляла собой дуалистическую модель извечной борьбы Добра (Аху-ра-Мазды) и Зла (Ангро-Майнью).

Верховным божеством и творцом всего сущего, согласно маздеизму/митраизму, считался Аху-ра-Мазда. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра, в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между богом и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца, покровителем воинов и согласно пророчествам должен был стать будущим Спасителем человечества (мессией).

Ангро-Майнью был вначале фигурой соседнего маздеизму пантеона. Но противопоставление двух групп божеств и, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. В итоге Ангро-Манью стал считаться в зороастризме предводителем сил тьмы и зла.

Суть нововведений Зороастра (прибл. 660-550 гг. до н.э.) сводилась к приданию всем древним божественным силам явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию, символизирующую извечную борьбу сил Добра против Зла).

Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка - человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий - к религиям основателя, пророка.

Суть зороастризма в самом общем виде была сведена к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра, Ангро-Майнью - силы зла. В том числе, согласно Зороастризму, в эту борьбу вовлечены и все люди - и от их помыслов и деяний зависит какая сторона (Добро или Зло) побеждает и правит миром.

При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

Мифология зороастризма не очень красочна и богата, но зато весьма интересна. В ранних текстах Авесты описывается модель космоса, в которой имеется божественная небесная сфера (своеобразный Рай) и Подземное Царство тьмы, где властвует Ангро-Майнью (своеобразный Ад).

Мифология зороастризма разработала эсхатологическое (пророческое и обращенное в будущее) учение о конце мира и своего рода "Страшном суде", о делении всех людей на праведников и грешников: души праведников через три неба попадают в светоносную сферу, где пребывают рядом с Ахура-Маздой, а грешники оказываются в преисподней. При этом сам Заратустра помогает душам перейти через грань, отделяющую мир живых от мира мертвых, по волшебному мосту Чинват: для праведников мост широк, для грешников - узок, как лезвие бритвы.

Стоит оговориться, что позднее многие мифы и детали эсхатологии зороастризма мы встречаем в иудаизме, христианстве и исламе. На этом фоне довольно убедительным выглядит предположение, что зороастризм во многом повлиял на формирование так называемых "мировых" монотеистических религий.

__________________

 

 

Иудаизм. Возникновение культа Яхве

 

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам библии, точнее, ее наиболее древней части - Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале 2 тысячелетия до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т.е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств - покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же - Яхве. Иначе говоря, евреи различных племён стали постепенно считать, что бог, которому они молятся каждый в своём племени, и о котором у каждого племени имелись свои мифы и сказания - один общий бог всего еврейского народа.

Библейская легенда повествует о том, что все евреи (вслед за попавшим в Египет Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой, в результате чего евреи в Египте оказались в положении рабов. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из "плена египетского" в "страну обетованную", т.е. в Палестину. Также, согласно библейским сказаниям Яхве через Моисея дал еврейскому народу закон, десять заповедей, которые, впрочем, согласно исследованиям египтологов были заимствован из египетской Книги Мёртвых.

Специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейно-доктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (один из вариантов египетской космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между знаменитым гимном богу Атону времен Эхнатона и 103-м псалмом Библии: оба текста - как на то, в частности, обратил внимание академик М. А. Коростовцев - почти в одинаковых выражениях и в идентичных контекстах славят великого единого Бога и его премудрые деяния. Эти свидетельства выглядят весьма убедительно. Как знать, может быть, реформы Эхнатона действительно оказали воздействие на идейно-концептуальные представления небольшого народа, находившегося где-то рядом с Египтом (если даже не под его властью) в середине 2 тысячелетия до н. э. и постепенной трансформации еврейского политеизма в монотеизм? Тем более что легендарный "исход" евреев и появление их в Палестине приходятся как раз на те самые XIV-XIII вв. до н. э., когда Египет только что пережил радикальные преобразования фараона Эхнатона.

Стоит также оговориться, что евреи будучи народом, состоявшим по большей части из пастушьих племён, большое значение уделяли астрологии, лунным и солнечным циклам, хорошо ориентировались в предстоящих астрологических (астрономических) событиях. Что в свою очередь, также оказывало немалое влияние на религиозную систему евреев.

А в последствии, когда евреи побывали ещё и в вавилонском плену, их религиозная система включила в себя и ряд заимствований из зароастризма, приобрела дуалистический характер, и стала проповедовать приход Спасителя человечества, предстоящий в конце времён Страшный Суд и воскрешение праведников в идеальном божественном мире. А вместе с идеями единственности бога, его единоначалия над миром и всем сущим, евреи развили идею о своей богоизбранности, как народа призванного богом для исповедования и хранения истинной религии.

Именно иудеи, по их представлениям, владели истиной, знали Бога, единого и общего для всех. Однако этот великий и всемогущий Бог, отвечавший иудеям взаимностью и выделявший их среди прочих, практически был только их богом, т.е. божеством небольшого народа. Это противоречие вело к тому, что рожденные иудаизмом действительно немалые духовные и интеллектуальные потенции евреев как бы загонялись внутрь, в глубины самой религии. В результате в страстных эсхатологических предсказаниях иудейских пророков все чаще звучали идеи о мессии, о грядущем пророке, который явится и спасет людей. Пророк Исайя связывал с этим моментом наступление царства всеобщей гармонии, когда волк мирно возляжет рядом с ягненком и когда перекуют мечи на орала. Пророк Даниил предсказывал в своих видениях, что грядет "сын человеческий", царство которого будет вечным и справедливым.

На рубеже нашей эры идея о мессии распространилась в иудейском обществе, ее исповедовало множество различных сект, со дня на день ожидавших божественного вмешательства в ход истории. Всплеск этих настроений был продиктован астрологическими аспектами: в этот период ожидалось наступления эры Рыб, а в связи со сменой астрологической эры иудеи ожидали и мистических событий, божественных изменений в устройстве общества и всего мира. Однако, сектам исповедовавшим скорый приход мессии предстояла несколько иная судьба.

________________________

 

 

Возникновение христианства

 

Как было сказано чуть ранее, в первом веке н.э. в Палестине царила атмосфера ожидания мессии, нередки были случаи проповеднической деятельности всевозможных бродячих сект, распространяющих вести о скором приходе Мессии и наступлении Конца Света. Некоторые из этих сект в подтверждение своих слов совершали в народе различные "знамения и чудеса", читали проповеди на нравственно-этичекую тематику, предвещали скорое наступление повсеместного неверия и бесчестия, войн и катастроф. Историки подтверждают тот факт, что в Палестине 1 века н.э. действовали такие секты, основатели которых даже могли провозгласить себя мессией, христом, спасителем человечества и призывали следовать за ним.

Всё это даёт основание полагать, что в основе христианства лежала та самая атмосфера наступления новой эры и предстоящего конца света.

Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что даже если непосредственно проповедник по имени Иисус не существовал, то у него по меньшей мере был прототип или прототипы, послужившие основой для создания этого мифологического образа. Другие же исследователи склонны сомневаться в реальном существовании какого-либо проповедника, ставшего прообразом Иисуса христа, находя практически все приписываемые Иисусу черты, поступки и фрагменты биографии в более ранних религиях и легендах (Древнеегипетской религии, Зороастризме, Шумеро-аккадской религии).

Содержание самой проповеди Иисуса также не является чем-то новым и революционным на Ближнем востоке. Практически все нравственно-этические идеи (о всеблагости, любви и доброте бога) уже были озвучены как в Зороастрийской религии, так и в Египетской, а также неоднократно проповедовались пророками иудаизма. Не являлась новой и идея скорого наступления конца Света, Страшного суда и наступления эпохи Божественного правления миром.

Изучение кумранских рукописей позволило ученым яснее представить себе корни многих христианских верований, ту религиозно-психологическую обстановку, в которой зарождалось новое учение. Но дать конкретное, детальное описание той первой группы сектантов, из чьих проповедей впоследствии вырастет мировая религия, очень трудно. Основная трудность состоит в характере, хронологии и некоторых особенностях источников. На проблеме источников я хочу остановиться, прежде чем перейти к рассказу о первых христианах и их объединениях.

Написанию христианских сочинений предшествовала длительная устная традиция. Примерно около полувека христианство распространялось прежде всего благодаря устным проповедям и рассказам. Даже когда появились первые записи поучений, устная проповедь играла весьма важную, если не основную, роль. Само слово «евангелие» («благая весть») не имело для христиан первоначально значения писаного произведения.

Ожидание скорого конца света, устная вероучительная деятельность бродячих проповедников (пророков и апостолов, о которых будет сказано дальше), отсутствие единого вероучительного центра, каким была, например, кумранская община для живших в разных местах ессеев, - все эти особенности раннего христианства обусловили относительно позднюю запись христианских поучений и преданий

По-видимому, сначала были записаны отдельные поучения, возводившиеся традицией к Иисусу, на основе которых и были затем созданы евангелия. Сравнительно рано появляются послания проповедников тем общинам, которые они в данный момент не могут посетить. К таким посланиям относятся послания Павла (самые ранние из них могли быть написаны в начале второй половины I в.) ( К наиболее ранним (подлинным) посланиям Павла обычно относят Послание к римлянам, оба послания к коринфянам, Послание к галатам. Некоторые ученые включают в этот список также Послание к филиппийцам, послания к фессалоникийцам и Послание к Филимону. Они были созданы до I Иудейской войны (66-72 гг.)). Однако некоторые исследователи продолжают выступать за более поздние даты создания евангелий (как и ряда других новозаветных сочинений).

Что касается нехристианских источников, то подавляющее большинство их относится самое раннее к началу II в., хотя и повествует о событиях I века. В «Анналах» Тацита рассказывается, что после пожара Рима, виновником которого народная молва считала императора Нерона, он приказал казнить тех, «кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил, как считается, при Тиберии прокуратор Понтий Пилат...». В начале II в. приближенный императора Траяна Плиний вел расследование по делу христиан одной из областей Малой Азии; сохранилась его переписка с Траяном по этому поводу. Историк 2 в. Светоний пишет, что император Клавдий изгнал из Рима иудеев, волнуемых Хрестом (возможная латинская передача греческого «христос», однако, это не имя, а лишь титул, который мог присвоить себе любой основатель любой секты). Так что, все эти данные говорят только о том, что в начале II в. о христианах уже знали, слышали титул основателя их секты, относились к ним неодобрительно. Все эти сведения весьма важны для вопроса о распространении христианства, об отношении к нему римского государства. Но об истоках этого движения источники практически ничего не говорят.

Антихристианская традиция, сложившаяся в иудейской среде и относящаяся к основателю нового учения - Иисусу, передана философом II в. Цельсом, написавшим направленное против христиан сочинение «Правдивое слово». Согласно рассказу Цельса, Иисус был сыном бедной пряхи Марии. Ее мужем был плотник, но она родила Иисуса не от него, а от беглого римского солдата по имени Пантера. Иисус был поденщиком в Египте, научился там колдовству и, вернувшись, объявил себя богом. Раздобыв себе десять или одиннадцать приверженцев, «самых отпетых людей», он бродил с ними по Палестине. Когда иудеи его обличили и приговорили к казни, он скрывался в бегах и был взят, преданный своими учениками. Об Иисусе содержатся сведения и в Талмуде, в основном соответствующие версии Цельса; Иисус бен-Пандира (сын Пандиры) был сыном Марии-чесальщицы и Пандиры - ее любовника. Этот Иисус (он назван еще бен-Стада: в специальной приписке указывается, что это одно и то же лицо) научился в Египте магии. Его побили камнями и повесили накануне пасхи.

Пользоваться всеми этими сведениями нужно с достаточной осторожностью, поскольку в значительной части они представляют собой просто вывернутую наизнанку христианскую традицию, хотя не исключено, что в них отражены и какие-то действительные события.

В 1946-1947 гг. в горных пещерах Кумрана, на берегу Мертвого моря, арабские бедуины нашли обрывки древних свитков. Рукописи (среди них были библейские тексты, уставы общин, проповеди и т.п.) принадлежали мистико-аскетической секте ессеев, общины которой располагались на рубеже н. э. в этом районе, вдали от густонаселенных плодородных земель Палестины. Общины ессеев являли собой группы подвижников, живших коммуной, по большей части в монашеском стиле, без женщин и детей. Их учение, основанное на принципах иудаизма, заметно отличалось от него. В текстах доминировали эсхатологические пророчества о скором конце мира, о грядущем суде над грешниками. Ессеи осуждали богатство и стяжательство, стремились к нравственному очищению и, главное, ждали мессию из рода Давида.

В рукописях ессеев упоминается об "Учителе справедливости", который был, судя по всему, основателем секты, пророком-проповедником, выступившим против официального иудаизма и внесшим в его доктрину те изменения, которые позволяют считать эту секту переходной по характеру, т.е. иудео-христианской. Этого, конечно, еще недостаточно для сближения таинственной фигуры "Учителя справедливости" с мистической личностью Иисуса. Но, реконструируя гипотетический процесс, следует учесть всё: и общую обстановку в Иудее с напряженным ожиданием божественного вмешательства, и активный мессианизм, и деятельность харизматических пророков и "учителей", и даже практику наказания и разоблачения лжемессий.

Имея в виду все это, можно представить, как обрывочные, но тесно связанные друг с другом общей идеей события и явления, личности и деяния со временем слились в нечто единое и цельное, были персонифицированы в Иисусе, мессии из рода Давида. Этот мессия (Христос) пришел, проповедовал, демонстрировал чудеса, но не был признан, а, напротив, был осужден властями как лжемессия, распят на кресте; затем он, чудесным образом воскреснув, доказал миру свою божественность и через учеников и последователей даровал миру великие истины, легшие в фундамент христианства.

_________________________

 

 

Трансформация раннего христианства

 

Переосмысление раннего христианства в духе паулинизма явилось началом его трансформации в сторону организованной церкви. В этом смысле именно Павел может считаться первым патриархом (если не основателем) христианства. С Павла, точнее, с нападок паулинистов на иудаизм берет, видимо, свое начало и тот резкий антагонизм между христианством и иудаизмом, который впоследствии стал столь заметным, несмотря на то, что Ветхий завет иудеев был включен в христианское Священное писание и что Иисус, его мать Мария, его ученики, включая и апостола Павла, были евреями, последователями иудаизма.

Паулинизм способствовал переключению радикальной активности христиан с критики существующих порядков на критику соперничающей религии, представители которой оказались теперь виновны во всех грехах, отклонениях и даже преступлениях - они ведь, в конце концов, распяли Христа. Кроме того, паулинизм сделал сильный акцент на загробное воздаяние, на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на том свете. Эти два существенных момента сыграли важную роль в процессе дальнейшей трансформации раннего христианства.

В условиях становившейся все более жесткой догматической основы христианского вероучения уходила в прошлое полная опасностей и преследований, но отличавшаяся свободой духа и действий жизнь первоначальных сект и общин, возглавлявшихся харизматическими руководителями. На смену им в новых условиях приходила иерархия копируемая с иерархии иудейских первосвященников, которых когда-то и критиковали христиане.

Таким образом, очищенная от "грехов" молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его, на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV в. поддержал церковь (по его инициативе был созван первый христианский собор, 325 г.), его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 г. в Александрии, видном центре эллинской культуры.

Распад Римской империи в конце IV в. на Западную и Восточную привел к расколу христианской церкви. В Западной империи, где власть императора ослабевала, позиции церкви постепенно усиливались. В V в. всесильный римский епископ был провозглашен Папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным в политическом отношении западноевропейским римско-католическим миром. Старательно поддерживая идею о божественном происхождении своей власти и собственной непогрешимости, Римский Папа сумел поставить свой авторитет выше авторитета государей средневековой Европы, соперничавших друг с другом и искавших его поддержки.

_________________________

 

 

Ислам

 

Ислам возник в 7 в. н.э. как своеобразная трансформация иудаизма и раннего христианства, или, иначе говоря, адаптация религии Авраама для арабских племён. Не малое влияние на формирование ислама оказал и зароастризм, и даже астрология и античная мифологизированная история, чего стоит только упоминание в исламском вероучении язычника Александра Македонского.

Основателем ислама был делец, погонщик караванов Мухаммед (7 в. н.э.), происходивший родом из племени Курайшитов. Доисламской религией Курайшитов был политеизм, главным образом сосредоточенный на поклонению Луне, звёздам и камням (особенно необычным - небесным камням - метеоритам). Но считается, что сам Мухаммед принадлежал к числу тех, кто исповедовал своеобразный монотеизм - верил в бога Авраама (скорее всего это была давно обособлившаяся и осевшая в арабской среде ветвь иудаизма, передававшаяся в устной традиции), но тем не менее, объектом поклонения для подавляющей части арабов , в том числе и Мухаммеда, было святилище в городе Мекка, где были установлены идолы более чем 60 богов, в числе которых был и чёрный камень - Асвад.

Одной из практик арабской религии было долговременное аскетичное уединение в пещере неподалёку от города Мекка, где верующий пребывал в посте и размышлениях. И вот, однажды, во время такого уединения с Мухаммедом случилось нечто странное: ему привиделся некий дух, который стал его душить и требовал что-то прочитать, - так он заставил Мухаммеда произнести слова, впоследствии ставшие содержанием корана. Как гласит предание, в последствии с Мухаммедом происходили и другие подобные явления.

Скорее всего идее формирования в арабском обществе новой религии предшествовала идея идеологического и политического объединения арабских разрозненных племён.  Но идея эта исходила не из глубоких нравственных воззрений Мухаммеда, и не из угрозы внешней агрессии против арабов, а из желания стать для арабов столь же значимым лидером, каким стал Моисей для евреев или Иисус для утративших политеизм римлян.

В начале своего зарождения ислам был довольно мирной религией, требовавшей всего лишь отказаться от поклонения множеству богов в пользу одного единственного Единого бога. Но то ли навязчивость Мухаммеда, то ли нескладность его проповеди вызывала у Курайшитов (скорее всего у лидеров клана) насмешки, неприязнь и негодование. В итоге Мухаммеда вместе с первыми его последователями попросту изгнали из Мекки, причём мусульманам пришлось спасаться бегством и поселиться в Эфиопии, сам же Мухаммед отправился искать поддержки в Ясрибе. На радость Мухаммеду в Ясрибе (позднее названной просто Мединой) многие племена согласились принять ислам (отказаться от политеизма и поклоняться одному общему богу) и Мухаммеда как своего лидера.

Однако, враждебные отношения мусульман с мекканцами стали существенно влиять на содержание ислама. Мухаммед произносил всё новые и новые проповеди, в которых нередко призывал к нападению на "неверных" (язычников), разграблению их караванов, их изгнанию и убийствам. В конечном счёте, Мухаммед и его сподвижники собрали войско и отправились к Мекке, чтобы отвоевать культовое для всех арабов святилище - Каабу и превратить его в место поклонения только Аллаху. Война закончилась тем, что мекканцы сдались, Мухаммед демонстративно "простил" многих своих родственников, а они демонстративно приняли предлагаемую им монотеистическую религию.

Собственно, принимать особо было нечего: ислам не имел собственного культа, и выражался в основном лишь в виде торжественного "свидетельства" словами "Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк". Всё остальное своё содержание ислам сам под копирку перенимал из языческой религии арабов: языческий хадж (паломничество) был объявлен исламской традицией, Асвад (Чёрный камень Каабы) - исламской святыней, а лунный календарь - календарём ислама. Также в ислам были перенесены большинство других традиций и взаимоотношений.     

Однако ислам имел общий корень с иудаизмом и христианством, хотя Мухаммед и не трудился воспроизвести в исламе их идейную составляющую. Скорее всего о христианстве Мухаммед знал лишь понаслышке (возможно от христиан Эфиопии или проходивших по Аравийской пустыне караванщиков).  Так Мухаммед попросту объявлял всех значимых персонажей иудаизма и христианства "пророками" ислама, и добавлял, что проповедь тех пророков была забыта и искажена, а сам он послан Богом в качестве последнего пророка с "очищением веры".  

Сам Мухаммед был неграмотным и книг не читал, в том числе и Библию. Однако, вступив на стезю пророка, он через посредников весьма старательно знакомился с содержанием священных иудео-христианских текстов, повествовавших о том самом едином и всемогущем Боге, которого под именем Аллаха стал почитать Мухаммед. Перерабатывая их в своем сознании и умело, сочетая с арабской национально-культурной традицией, Мухаммед именно на этой основе строил свои первые проповеди, которые, будучи затем записаны его секретарями-писцами, легли в основу Корана.

  Главнейшей реформой иудео-христианской религии в исламе является отказ от догматов о  богоизбранности евреев, триедином боге и боговоплощения Иисуса  Назорея. На смену этим идеям Мухаммед привнёс идею богоизбранности арабов (арабский язык провозглашался языком бога) и идею распространения ислама огнём и мечём, провозглашение мусульман - высшими людьми и обложение особой данью в пользу ислама всех инакомыслящих.

Нервновозбудимая натура Мухаммеда немало способствовала тому, что в глазах его последователей он действительно выглядел своего рода небесным посланцем, вещавшим от имени Высшего божества. Его изречения, чаще всего в виде рифмованной прозы (а ритмично-мелодичная речь проповедника всегда усиливает эмоциональное воздействие), воспринимались как божественная истина и именно в этом качестве включались затем в сводный текст Корана.

Исследователи Корана немало потрудились над изучением этой книги, истории и обстоятельств ее возникновения и оформления, ее канонизации. По мнению одного из лучших знатоков арабской культуры академика И. Ю. Крачковского, специально исследовавшего и переведшего Коран на русский язык, в тексте Корана, несмотря на различие языка и стиля отдельных его глав, можно ощутить определенное единство главного содержания, основной идеи, восходящей к проповедям Мухаммеда.

Специалисты различают среди глав (сур) Корана две основные группы – мекканскую, восходящую к проповедям начинавшего свой пророческий путь Мухаммеда до хиджры, когда еще мало кто признавал его вероучителем, и мединскую, базирующуюся на изречениях уже широко признанного и почитавшегося основателя ислама. Разницу в стиле и строе глав Корана мекканской и мединской групп специалисты склонны объяснять определенной эволюцией самого Мухаммеда, его взглядов, знаний, симпатий и позиций (в частности, учитывается и постепенное расхождение между идеями Мухаммеда и взглядами мединских иудеев, а затем и христиан).

Текст Корана отрывочен и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темы и сюжета. Противоречия в тексте легко объяснимы: изрекая истины в экстатическом или близком к нему состоянии, пророк не мог быть строго логичным (вообще логика – далеко не самая сильная сторона многих религиозных вероучителей, что доставляет немало хлопот их последователям).

Справедливости ради стоит заметить, что эту нелогичность ощущал и сам Мухаммед, который в соответствующих случаях, особенно в связи с упреками по этому поводу, объяснял противоречия тем, что Аллах в очередном своем послании сам изменил свои первоначальные суждения по данному вопросу, следовательно, теперь нужно руководствоваться его последним словом.

Пока Мухаммед был жив, надобности в Коране как сумме божественных заповедей не было – на все вопросы давал ответы сам Мухаммед. После его смерти энергично эволюционировавшему и стремительно распространявшемуся вширь исламу потребовался четко фиксированный писаный закон, авторизованный великим именем пророка. Абу-Бакр и Омар поручили бывшему секретарю пророка Зейду ибн-Сабиту собрать все записи и сделать первоначальную их сводку. Зейд довольно быстро справился с этим поручением, представив халифу Омару первый вариант Корана. Параллельно с ним аналогичной работой были заняты и другие, так что вскоре появилось еще 4 версии сборников заповедей Аллаха и поучений пророка. Халиф Осман поручил Зейду свести все версии к единой редакции. Когда это было выполнено, первоначальные версии по приказу халифа уничтожили, а сводный текст Зейда был официально канонизирован.

Выявившиеся уже в первые десятилетия после смерти Мухаммеда разногласия среди последователей ислама, появление первых исламских направлений и сект (сунниты, хариджиты,  шииты, ханафиты, исмаилиты, зейдиты, ибадиты и т.п.) породили несколько разное отношение к каноническому тексту Корана со стороны различных течений мусульман.

Так, сунниты признали этот текст целиком и безоговорочно. Хариджиты выступили против 12-й суры Корана, в которой они увидели чересчур вольное описание истории попыток соблазнения Иосифа женой египетского вельможи. Шииты считали (видимо, не без оснований), что по приказу Омара Зейд исключил из окончательного текста Корана все упоминания об Али (их лидере). Но по причине уничтожения всех рукописей и других вариаций корана, все течения ислама были вынуждены пользоваться одним канонизированным текстом.

 

 

(основной текст взят здесь)

 

вверх

 

_________________

http://tao44.narod.ru/rel_history.htm

 

Hosted by uCoz